В районной газете “Мензеля» № 17(12150) от 6 мая 2022 года вышло интервью актрисы Динары Акматовый с журналистом Дифизой Нуриевой. Когда Материал готовился к публикации, пришло радостное известие: за большой вклад в развитие театрального искусства Динаре Акматовой было присвоено почетное звание “Заслуженный артист Республики Татарстан”.
Динара Акматова:
«Я очень счастливая актриса»
Победителем театральной премии Министерства культуры Республики Татарстан «Тантана» в номинации «Лучшая женская роль» стала актриса Мензелинского государственного татарского драматического театра имени С.Амутбаева Динара Акматова. Премия была присуждена за роль Фатимы в спектакле «Сөясеңме, сөймисеңме…» («Любишь, не любишь…») Ф.Булякова. В честь этого радостного события мы встретились с самой актрисой и поговорили о ее творчестве.
Собеседник – Дифиза НУРИЕВА
– Динара, какое значение для Вас имеет этот диплом?
– Победа в театральной премии «Тантана» – это большое счастье для артиста, большая честь, большая оценка. В 2016 году была удостоена звания дипломанта за роль Каракуз в спектакле «Каракуз» К.Тинчурина, в 2020 году – за роль Джамили в спектакле «Джамиля» Ч.Айтматова (режиссер Т.Кулов). А в этом году роль Фатимы принесла мне победу. Этот диплом мне очень дорог. Конечно, это не только моя победа, но и большая победа театра. Я благодарна любимому театру, нашему директору Ильнуру Гайниеву, режиссеру спектакля Ильсуру Казакбаеву, коллегам, близким.
– Давайте поговорим о роли Фатимы. Трудно было создать этот образ, сыграть его?
– Эта женская роль не простая, я очень рада, что сыграла ее. Роль не идет в одном потоке. В этом спектакле мы показываем отрывки из жизни бабушки и дедушки. Фатиму надо играть молодой, беззаботной, полной мечтаний 17-летней девочкой, а потом уже опытной, пережившей испытания, несчастья – 40, 50-летней. И главная особенность этого образа в том, что, входя на сцену, ты уже должна полностью быть погруженной в этот образ. А в других образах обычно ты выходишь играть на сцену и в процессе игры постепенно наполняешься и достигаешь пика. А тут сложнее.
– В каком спектакле Вам нравится играть: в драме или комедии?
– Любую роль сыграть непросто, каждая из них требует усилий и подготовки. Я люблю играть разные роли. Играть только в одном амплуа – это неправильно, как мне кажется. Я люблю играть как положительных героев, так и отрицательных. Чем разнообразнее, тем интереснее. Например, роль Лауры (проститутки) в спектакле «Пир/Чума» по А.Пушкину не похожа ни на одну из ролей, которые я когда-либо играла. Мне понравилась эта роль, я использовала новые краски в создании этого образа, я открыла свои новые возможности.
– Всегда играете только женские роли?
– Обычно да, только женские роли. Тем не менее, в спектакле Г.Остера «Как стать богатырем…?» довелось сыграть образ Вороны. Затем с удовольствием исполнила роль Разбойницы в постановке для детей «Снежная Королева» Г.Андерсена.
– Говорят, что сцена обладает какой-то волшебной притягательной силой. Человек, почувствовавший ее энергетику, не может от нее быстро отойти. С какими эмоциями Вы покидаете сцену после выступления перед зрителями? Устаете или накапливаете энергию?
– По-разному бывает. Это зависит как от зрителя, своего внутреннего состояния, так и от поведения партнера. Да, есть спектакли, после которых устаешь, а есть такие, в которых играешь и жалеешь, что спектакль подходит к концу, заканчивается. Например, так я играла «Любишь, не любишь…». Сцена для меня – это жизнь. Я люблю свой театр, свою сцену, мне очень нравится игра и репетиционный процесс. Репетиционный процесс – самый тяжелый процесс, но в последнее время я стала находить вкус и в нем. Один из последних спектаклей «Любишь, не любишь…» поставил Ильсур Казакбаев, каждая его репетиция – для меня урок. Он самый требовательный к точности роли режиссер.
– Вы же участвуете и в новогодних сказках для детей. Не сложно ли ставить по три представления в день, работать с детьми?
– Мы ждем это время. Да, хотя физически немного устаешь, но артисты получают удовольствие от этого процесса. Я сама люблю работать в фойе. Мне нравится общение с ребятами, их искренность, вера в существование Деда Мороза и Снегурочки.
– Если мы затронули тему детей, то продолжим разговор и о вашем сыне Искандере. Ведь в вашей семье растет очень талантливый ребенок. Заметны ли в нем артистические способности?
– Да, он еще маленький, но артистический талант уже сейчас заметен в Искандере. Он быстро запоминает, быстро читает, очень любит говорить по-татарски. Я просто даю ему направление, а дальше уже он сам с пониманием и усердием рассказывает. Получил Гран-при на недавнем конкурсе «Мы вместе». Победы дают ему вдохновение, крылья, он с энтузиазмом принимает участие в новых конкурсах.
– Ваш супруг Денис Иванов тоже ведь работает в театре. Легко ли работать вместе?
– Да, Денис в театре художник по свету, мастер своего дела. Он является моей надежной опорой и на работе, и дома. Также очень помогает и наша мама – мама Дениса – Венера Хамидуллина. Она и сама была очень талантливой актрисой, но оставила артистическую карьеру из-за невозможности уехать на гастроли, оставив троих детей. Мама постоянно дает мне свои советы, помогает. Когда нам с Денисом приходится уезжать вместе на гастроли, наш сын остается у нее. В жизни – я счастливая женщина, а в театре – счастливая актриса.
– А теперь давайте вернемся к Вашему детству. Где Вы родились и как пришли в театральное искусство?
– Я родилась в городе Джелал-Абад Ошской области Кыргызской Республики. Но жили там недолго. Мы с сестрой выросли в деревне Шарлиарема Сармановского района под теплым крылом бабушки и дедушки. Во время учебы в школе устраивали театральные недели. Там мне наши учителя давали главные роли со словами: «Ты красиво играешь, быстро запоминаешь слова, у тебя получается». Возможно, именно такое отношение учителей и послужило толчком к выбору профессии артиста. В 2004 году окончила режиссерское отделение Елабужского училища культуры и стала актрисой Мензелинского театра. Тогдашний директор Роберт Шаймарданов встретил нас очень хорошо. В день моего выхода на работу пришел режиссер Ренат Аюпов, мне дали главную роль в спектакле Г.Исхаки «Остазбикә». С этого началась моя счастливая артистическая жизнь. Сыграла множество ролей.
– Какая она мензелинская публика?
– Мензелинский зритель он верен Мензелинскому театру. Какие бы театры ни приезжали, до вас им далеко, говорят они. Со временем стиль, приемы постановки спектаклей меняются, обновляются, приспосабливаются к современности. Конечно, к течению времени приходится приспосабливаться не только нам, артистам, но и зрителям. Теперь и зрители с пониманием и любовью воспринимают спектакли с непростым содержанием. Надо воспитывать и людей. Наш нынешний директор Ильнур Гайниев тоже молодой и перспективный руководитель, он прилагает большие усилия для развития нашего театра, находит общий язык с каждым артистом, сотрудником. С нами ставят спектакли известные режиссеры из разных крупных городов. Репертуар богат и разнообразен спектаклями. Есть спектакли, которые можно с удовольствием показывать, выезжая на гастроли, собирая публику.