Главный режиссер Казанского государственного театра юного зрителя им.г. Кариева Ренат Аюпов для Мензелинского театра очень близкий и родной человек. В 2002 году он поставил здесь “Яр” Б. Салахова, в 2004 году — “Сюннатче бабай” Г. Исхаки, в том же году — “Остазбика” этого автора, в 2006 году — “Мухаджиры” М. Галяу, в 2010 году — “Целуя твои глаза » Р. Хариса,в 2013 году “Пять жен Ходжи Насретдина” И. Садыкова , в 2013 году — “Дядюшкин сон” Ф. М. Достоевского. За широкую пропаганду творчества Г. Исхаки и постановку произведений “Сюннатче бабай” и “Остазбика” Мензелинский театр удостоен республиканской премии имени Мусы Джалиля, литературной премии имени Гаяза Исхаки ,Министерства культуры и Союза писателей Республики Татарстан. “Сюннатче бабай » принес Мензелинскому театру новый творческий подъем, славу, участвовал во многих фестивалях.Спектакль” Мухаджиры » занимает достойное место в репертуаре. И вот на открытии 87-го творческого сезона зрителям был представлен спектакль Загира Бигиева “Тысячи, или красавица Хадича” в постановке Рената Аюпова. Таким образом, сотрудничеству Мензелинского театра с Ренатом Аюповым в этом году 20 лет , это его восьмой спектакль в Мензелинске. Режиссер сам является автором инсценировки. Он назвал жанр произведения детективной историей любви. Этот роман Загира Бигиева считается первым детективным произведением на татарском языке. Несмотря на то, что на первый взгляд произведение кажется историей любви, оно перекликается с современностью тем, что повествует о роли денег в обществе, определяющем отношения между людьми, их истинное лицо.
«В жанре детектива я вообще никогда не работал. Материал интересный и немного интригующий. Как поставить? Надо соответствовать времени, не выходить за рамки детективного стиля, над одной ситуацией рождается другая, смешиваются неожиданные детали. Поэтому я не пришел с готовыми штампам. Думаю, мне и вам будет интересно. И автор подходит, и искренность вашей труппы, и описание татарской среды-все это положительные факторы. Я не пришел с мыслью, чтобы прославиться только на фестивалях . Хотелось бы, чтобы спектакль шёл, чтобы публика ее любила, чтобы она была вам полезна и экономически. Режиссером по пластике пригласили Марата Казиханова. Спектакль построен не только на пластике, но эта опора важна для понимания сути произведения через движения тела, Марат – талантливый парень, он нам поможет. Художник-Булат Гильванов . Композитор-Йусуф Бикчантаев. В свое время ”Сюннатче бабай”мы ставили для зрителей. У него была долгая жизнь, и он до сих пор актуален. Думаю, что и это произведение будет жить долго, дойдет до зрителя“, — начал работу Ренат Аюпов в августе .
87-й сезон театра открылся 7 октября премьерой спектакля “Тысячи , или красавица Хадича” З. Бигиева. Мы пообщались с режиссером после премьеры.
Ренат Аюпов: «Действительно, обошлись без штампов. Все началось с белой страницы, как для меня, так и для труппы. К тяжелому материалу, трагическим судьбам мы старались подойти на ступеньку выше, через самоиронию. Мы с легкостью вели повествование , не погружаясь только в конкретные события. Автору было 17 лет, когда он написал роман, во многих местах было видно, что ему не хватает опыта. Артисты не играли с психологическим надрывом, и этот подход стал интригой для зрителя. Я перенес реалистическое произведение в философское пространство -сценические костюмы, музыка, пластические решения , висящие клубки, ткацкий станок, являются некими символами. Мы старались довести произведение молодого человека до философского уровня, и Мензелинский театр смог это сделать. Потому что какое бы произведение я ни ставил, я не могу поставить спектакль на один день. Думаю, благодаря высоким точкам – любви, дружбе и предательству-удалось добиться результата. Я выдвинул на первый план три точки – Хадича, Муса , Габденнасыр. В конце концов, каждый герой получил по заслугам. Было очень важно взглянуть на реалистичный детектив с такой философской точки зрения.”
Нурсиба Адиева,
заведующая литературной частью театра