Новости

У каждой жены должен быть свой Насретдин

Главный режиссер театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева, заслуженный деятель искусств Татарстана и незаурядная личность Ренат Аюпов живет со многими театрами в творческом сотрудничестве. Очередной плод его творчества – комедия Ибрагима Садыкова “Хуҗа Насретдин һәм аның биш хатыны” (“5 жен Ходжи Насретдина”) – в подлинном смысле пленил сердце зрителя.

Звучали восточные мелодии и в качестве логического продолжения явления в фойе на сцене была представлена премьера комедии узбекского драматурга Ибрагима Садыкова “Хуҗа Насретдинның биш хатыны” (“5 жен Ходжи Насретдина”) в постановке талантливого режиссера Рената Аюпова.
Можно ли жить с несколькими женами? Тема на сегодняшний день очень актуальна. Поэтому и пал выбор на это произведение.
В основе спектакля в жанре эксцентрической комедии - анекдоты Ходжи Насретдина. В восточном театре эти анекдоты старались представлять в местах, доступных простым людям. Сцену украшают палки и простейшие материалы. По словам самого режиссера, богатство – в простоте сценографии. Спектакль можно представлять не только в театре, но и просто на улице. Это учитывалось и в сценографии.
Падишах дал приказ хвастливому Ходже Насретдину (Ильяс Закиров) жить с четырьмя женами. Лишь только визирь донес и огласил этот приказ, Ходжа на миг растерялся. Однако, услышав, что ему подарят дворец и именитую одежду, а также ежемесячно будут выдавать ему 50 динаров при условии, что он сможет жить с этими женами, найдя общий язык, и вовсе согласился. Так начинается спектакль...
Ильяс Закиров, несмотря на молодость, завоевавший симпатии зрителей исполнением многих образов, в этот раз и вовсе их очаровал. Его талант в умении почувствовать, раскрыть образ, его характер, бесспорен. Наверное, это природный дар, заложенный в душе. Нельзя стать настоящим артистом, если не обладаешь интуицией. Ренат Аюпов – режиссер, стремящийся максимально раскрыть способности артиста. Зритель на протяжении двух часов живет вместе с его героем, смеется, в то же время извлекает урок – кипит в мире чувств. Не свидетельствует ли это о великой силе его творчества?
В спектакле привлекают и женские образы. Образы, проработанные и обогащенные чувствами и эмоциями, воплощены на сцене как судьбы отдельных людей. Каждый из них изображен с психологической стороны до тонкости тщательно и очень доступно.
Увидев своих жен - одна другой красивее, моложе, бойчее и остроумнее, – Ходжа лишился дара речи.
Зубаржат (Эльмира Ахметханова), Заннат (Динара Акматова), Таманно (Ильсина Миннимуллина), Тутихон (Гузель Хамматуллина) составляют целый ансамбль. Энергичная и подвижная Заннат, ловко справляющаяся с подаренным отцом мечом (саблей, кинжалом?); опытная Зубарзят, уже успевшая побывать замужем и своевременно пользующаяся наставлениями, полученными от своей бабушки; смелая Таманно, говорящая: “Я жена, согревающая душу Ходже!”; по-детски искренняя и наивная Тутихон – каждая старается воплотиться в свой образ. Надо ведь еще понять замысел режиссера и то, что он от тебя ожидает, выполнить его требования и оправдать его доверие.
Судьба спектакля зависит от того, как будет играть свою роль старшей жены Гульшахида Салахова, она опора этой комедии. Уже с самого начала спектакля мы чувствуем верность и преданность мужу этой по-своему обаятельной, безгрешной, как ангел, женщины, окрыленной любовью к Ходже. Жизненный опыт помогает ей находить общий язык с молодыми женами. В ином случае разве они смогли бы так ловко выполнить повеление Ходжи: “Пусть плов готовит самая младшая жена”? Жены, договорившись, задумали сделать из любящего врать и пускать пыль в глаза Ходжи “шелкового ягненка”. А козней Ходжа строил много: всем пятерым женам он подарил одинаковые  яхонтовые колечки, этим по-своему унизив. За такое отношение жены решили подшутить над ним. В этом явлении, изображенном в виде сновидения, жены определили мужу наказание в виде лишения головы за хвастовство, а за то, что он называл их бестолковыми, припугнули, что отрежут язык, а за его произвол обещали отрезать и руки-ноги. После этого напуганный Ходжа обещал исправиться.
В спектакле также играют большую роль пластические движения, они обеспечивают ритмическое построение спектакля, раскрывают его идейно-художественное своеобразие, а основная их ценность заключается в том, что они, являясь изобразительными средствами, приобретают самостоятельность.
Мулла Кадир (Хафиз Хамматуллин) – отдельный оригинальный образ. Чтение им никаха Ходже и его четырем женам представлено так комично, что поневоле вспоминаешь невежественных мулл. В общем, артист чувствует себя на сцене легко, уверенно и непринужденно. В волшебном море искусства, завоевывая симпатии зрителей своим творчеством, он чувствует себя в своей стихии. Зритель уже при одном его виде начинает улыбаться.
Роль визиря (Рифат Хафизов) немногословна. Однако она проникновенна и убедительна. Неизменный спутник образа Ходжи Насретдина – его ишак. Ишак (Руслан Ахметзянов) в этом случае и сам является одним из главных героев. Руслан его играет с большим мастерством: любое чувство хозяина – огорчается он или задумывает очередную проделку - отражается в его мимике и движениях.
Есть ли на земном шаре мужчины, способные любить вечно? На этот вопрос, заданный женами, кажется, находится ответ в конце спектакля. Спектакль завершается мыслью, что у каждой должен быть свой Ходжа Насретдин.
До этого театры Татарстана не брались ставить это произведение известного узбекского драматурга Ибрагима Садыкова, а вот в пермод СССР его играли часто. Сейчас этот спектакль претерпевает период возрождения.
Конечно, эта пьеса не подменяет сборник юморесок о Ходже Насретдине. Хотя роль фольклора велика, ведущую роль в раскрытии социальной направленности, композиции, сюжета, характеров играет творческая фантазия режиссера. Народность комедии проявляется в том, что автор опирался на народную речь, фольклор.
Сценическое произведение, сыгранное на едином дыхании, доставило удовольствие и наслаждение всем зрителям, отвлекая его от повседневной суеты и мрачных мыслей. Премера его прошла успешно, спектакль был очень тепло воспринят.
Хочется напомнить существенное мнение: такие спектакли очень нужны театру. Актерам, зрителям, молодому поколению. Ведь однодневными спектаклями не удовлетворить запросы зрителя и не сохранить будущее театра.
 

Газета "Мензеля" №84 от 8 ноября 2013 года

Альфина Воробьева

 

--- | 12.11.2013
  • Премьеры
  • М.Шамхалов "Кайнана" ("Свекровь") музыкальная комедия 12+

    Режиссер-Дамир Самерханов,лауреат премии имени Д. Сиразиева Художник-Ленар Гильмутдинов, Заслуженный деятель искусств РТ Композитор-Азат Хусаинов, Заслуженный деятель искусств РТ Хореограф-Ильдус Биктагиров, заслуженный работник культуры РТ Автор песен-Фарит Миргалимов Очень часто мы забываем простую истину: что имеем не храним, а потерявши плачем. Во все времена в семьях происходили «притирки» к друг другу, женщин всем сердцем любящих одного и того же мужчину. В спектакле по одну сторону конфликта стоит мама Жэннэт - подарившая жизнь своему сыну Аязу, а на другой молодая невестка Сагида. Жэннэт, с первых же дней не приняла свою невестку. Поэтому ищет любой повод для придирки, что бы раздуть невероятный скандал и унизить невестку. Отчаявшись, Сагида уходит из дома мужа. Но к счастью друзья, Ильдар и Зарифа смогли перехитрить Жэннэт и спасти семью, вернуть в дом Жэннэт смех и радость.

  • М.Карим "Кыз урлау" ("Похищение девушки") музыкальная комедия 12+

    Режиссер – Байрас Ибрагимов, заслуженный деятель искусств РБ и РТ, лауреат премии имени Д.Сиразиева Художник – Рустам Баймухаметов Художник по костюмам – Алия Байрамгулова Композитор – Ильшат Яхин, заслуженный деятель искусств РБ Хореограф – Чулпан Аскарова, заслуженная артистка РБ Как прекрасны молодые годы! Особенно, если их ещё более « приукрасить», как это любит делать дядюшка Ажмагул! А сегодня в деревне Сабантуй! Вдохновленный «подвигами» Ажмагула, отчаянный парень Кутлуахмет вместе с компанией смельчаков решает украсть давно приглянувшуюся девушку. Но вместо невесты перед ним предстает… ох, такого поворота он совсем не ожидал.

  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • Друзья
  • Опрос