Новости

У каждой жены должен быть свой Насретдин

Главный режиссер театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева, заслуженный деятель искусств Татарстана и незаурядная личность Ренат Аюпов живет со многими театрами в творческом сотрудничестве. Очередной плод его творчества – комедия Ибрагима Садыкова “Хуҗа Насретдин һәм аның биш хатыны” (“5 жен Ходжи Насретдина”) – в подлинном смысле пленил сердце зрителя.

Звучали восточные мелодии и в качестве логического продолжения явления в фойе на сцене была представлена премьера комедии узбекского драматурга Ибрагима Садыкова “Хуҗа Насретдинның биш хатыны” (“5 жен Ходжи Насретдина”) в постановке талантливого режиссера Рената Аюпова.
Можно ли жить с несколькими женами? Тема на сегодняшний день очень актуальна. Поэтому и пал выбор на это произведение.
В основе спектакля в жанре эксцентрической комедии - анекдоты Ходжи Насретдина. В восточном театре эти анекдоты старались представлять в местах, доступных простым людям. Сцену украшают палки и простейшие материалы. По словам самого режиссера, богатство – в простоте сценографии. Спектакль можно представлять не только в театре, но и просто на улице. Это учитывалось и в сценографии.
Падишах дал приказ хвастливому Ходже Насретдину (Ильяс Закиров) жить с четырьмя женами. Лишь только визирь донес и огласил этот приказ, Ходжа на миг растерялся. Однако, услышав, что ему подарят дворец и именитую одежду, а также ежемесячно будут выдавать ему 50 динаров при условии, что он сможет жить с этими женами, найдя общий язык, и вовсе согласился. Так начинается спектакль...
Ильяс Закиров, несмотря на молодость, завоевавший симпатии зрителей исполнением многих образов, в этот раз и вовсе их очаровал. Его талант в умении почувствовать, раскрыть образ, его характер, бесспорен. Наверное, это природный дар, заложенный в душе. Нельзя стать настоящим артистом, если не обладаешь интуицией. Ренат Аюпов – режиссер, стремящийся максимально раскрыть способности артиста. Зритель на протяжении двух часов живет вместе с его героем, смеется, в то же время извлекает урок – кипит в мире чувств. Не свидетельствует ли это о великой силе его творчества?
В спектакле привлекают и женские образы. Образы, проработанные и обогащенные чувствами и эмоциями, воплощены на сцене как судьбы отдельных людей. Каждый из них изображен с психологической стороны до тонкости тщательно и очень доступно.
Увидев своих жен - одна другой красивее, моложе, бойчее и остроумнее, – Ходжа лишился дара речи.
Зубаржат (Эльмира Ахметханова), Заннат (Динара Акматова), Таманно (Ильсина Миннимуллина), Тутихон (Гузель Хамматуллина) составляют целый ансамбль. Энергичная и подвижная Заннат, ловко справляющаяся с подаренным отцом мечом (саблей, кинжалом?); опытная Зубарзят, уже успевшая побывать замужем и своевременно пользующаяся наставлениями, полученными от своей бабушки; смелая Таманно, говорящая: “Я жена, согревающая душу Ходже!”; по-детски искренняя и наивная Тутихон – каждая старается воплотиться в свой образ. Надо ведь еще понять замысел режиссера и то, что он от тебя ожидает, выполнить его требования и оправдать его доверие.
Судьба спектакля зависит от того, как будет играть свою роль старшей жены Гульшахида Салахова, она опора этой комедии. Уже с самого начала спектакля мы чувствуем верность и преданность мужу этой по-своему обаятельной, безгрешной, как ангел, женщины, окрыленной любовью к Ходже. Жизненный опыт помогает ей находить общий язык с молодыми женами. В ином случае разве они смогли бы так ловко выполнить повеление Ходжи: “Пусть плов готовит самая младшая жена”? Жены, договорившись, задумали сделать из любящего врать и пускать пыль в глаза Ходжи “шелкового ягненка”. А козней Ходжа строил много: всем пятерым женам он подарил одинаковые  яхонтовые колечки, этим по-своему унизив. За такое отношение жены решили подшутить над ним. В этом явлении, изображенном в виде сновидения, жены определили мужу наказание в виде лишения головы за хвастовство, а за то, что он называл их бестолковыми, припугнули, что отрежут язык, а за его произвол обещали отрезать и руки-ноги. После этого напуганный Ходжа обещал исправиться.
В спектакле также играют большую роль пластические движения, они обеспечивают ритмическое построение спектакля, раскрывают его идейно-художественное своеобразие, а основная их ценность заключается в том, что они, являясь изобразительными средствами, приобретают самостоятельность.
Мулла Кадир (Хафиз Хамматуллин) – отдельный оригинальный образ. Чтение им никаха Ходже и его четырем женам представлено так комично, что поневоле вспоминаешь невежественных мулл. В общем, артист чувствует себя на сцене легко, уверенно и непринужденно. В волшебном море искусства, завоевывая симпатии зрителей своим творчеством, он чувствует себя в своей стихии. Зритель уже при одном его виде начинает улыбаться.
Роль визиря (Рифат Хафизов) немногословна. Однако она проникновенна и убедительна. Неизменный спутник образа Ходжи Насретдина – его ишак. Ишак (Руслан Ахметзянов) в этом случае и сам является одним из главных героев. Руслан его играет с большим мастерством: любое чувство хозяина – огорчается он или задумывает очередную проделку - отражается в его мимике и движениях.
Есть ли на земном шаре мужчины, способные любить вечно? На этот вопрос, заданный женами, кажется, находится ответ в конце спектакля. Спектакль завершается мыслью, что у каждой должен быть свой Ходжа Насретдин.
До этого театры Татарстана не брались ставить это произведение известного узбекского драматурга Ибрагима Садыкова, а вот в пермод СССР его играли часто. Сейчас этот спектакль претерпевает период возрождения.
Конечно, эта пьеса не подменяет сборник юморесок о Ходже Насретдине. Хотя роль фольклора велика, ведущую роль в раскрытии социальной направленности, композиции, сюжета, характеров играет творческая фантазия режиссера. Народность комедии проявляется в том, что автор опирался на народную речь, фольклор.
Сценическое произведение, сыгранное на едином дыхании, доставило удовольствие и наслаждение всем зрителям, отвлекая его от повседневной суеты и мрачных мыслей. Премера его прошла успешно, спектакль был очень тепло воспринят.
Хочется напомнить существенное мнение: такие спектакли очень нужны театру. Актерам, зрителям, молодому поколению. Ведь однодневными спектаклями не удовлетворить запросы зрителя и не сохранить будущее театра.
 

Газета "Мензеля" №84 от 8 ноября 2013 года

Альфина Воробьева

 

--- | 12.11.2013
  • Премьеры
  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • М.Башкиров "Салкын Кын" ("Холодные ножны")трагедия 16+

    Режиссер- постановщик – Сергей Потапов,заслуженный деятель искусств республики Саха, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник- постановщик – Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и республики Калмыкия Режиссер по пластике и хореографии буенча–Нурбек Батуллин, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Переводчик пьесы– Ркаил Зайдулла,заслуженный деятель искусств республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Вынуть меч из ножен легко. Он обещает силу, власть, богатство, превосходство над остальными. В какой-то момент меч может возобладать тобой и сокрушить не только врагов, но и самых близких тебе людей. Найдешь ли ты вовремя ножны, сможешь ли положить меч на покой, Человек?!

  • Н.Гоголь «Ревизор» комедия 12+

    Режиссер- постановщик – Зиннур Сулейманов Художник – Альберт Нестеров, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Композитор – Рашит Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ Режиссер по пластике – Чулпан Аскарова, заслуженный артист РБ Художник по свету – Ильшат Саяхов В уездном городе переполох:едет ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием!Хлестакова,молодого глуповатого человека,случайно принимают за ревизора и всячески стараются угодить ему.За время пребывания в городе лжеревизор успел наделать много дел.Чем же закончится эта история? «Ревизор» — самая гениальная пьеса Гоголя. Часто её интерпретируют как сатиру на российскую жизнь, и наверное это так. «Ревизор» эта история бесовского пустого шутовства, лживой болтовни, затопляющей падший мир. И только приход настоящего ревизора прекратит её: немая сцена, благое молчание, тишина истины.

  • Друзья

 

 

 


 

 

 

  • Опрос