Новости

"Дорожу каждым прожитым годом"

Муслюмовский край - это сторонка, подарившая нам таких талантов, как Эльмира Шарифуллина, Лябиб Лерон, Зульфат, Фоат Садриев, Шамсия Зигангирова. И наш сегодняшний юбиляр - Роберт Шайхельевич Шаймарданов - появился на свет в семье простых колхозников в деревне Шуран, расположенной на берегу Ика и окруженной прекрасной природой.

С детства он растет, наслаждаясь этой природой, любуясь ее красотой. Наверное, поэтому его душа тянется к искусству, литературе. Отец его был коммунистом, и конечно, эта семья с передовыми взглядами выписывала, начиная с «Коммуниста Татарии», много интересных и полезных для детей изданий. «И сегодня я не могу обходиться без газет и журналов», - говорит Роберт Шайхельевич. Человек, пока не найдет в жизни свою дорогу, хочет он того или нет, попадает под чье-либо влияние. И это часто может стать решающим при выборе профессии. И на ученика Шуранской восьмилетней школы  Роберта  многие оказали положительное влияние. Первой он назвал свою учительницу татарского языка и литературы Фаиму апа. «Произведения татарской классики она рассказывала так проникновенно, воодушевленно, что они западали в наши детские души, и мы, открыв рот, слушали ее. Уроки музыки преподавал нам Мисхат абый Гарифуллин, который мог играть на всех музыкальных инструментах. И казалось, что из всего, что попадает в его руки, будь то даже простая ветка, он мог извлекать звуки музыки», - освежил свои воспоминания Роберт Шайхильевич. - И учительница Фаягуль апа, жившая по соседству, была одной из тех, кто подтолкнул меня связать свою жизнь с искусством».
Их отец купил своим сыновьям редко в каком доме встречавшийся тогда проигрыватель «Рекорд». Мелодичными   голосами Ильгама Шакирова, Гульсум Сулеймановой, Зиннура Нурмухамметова, лившимися из открытых окон их дома, заслушивались и их соседи.
После окончания Муслюмовской средней школы за пополнением багажа знаний деревенский паренек Роберт отправляется в город. И, конечно же, в то знаменитое учебное заведение, в котором делали свои первые шаги многие деятели культуры - Елабужское культурно-просветительское училище. Он успешно оканчивает дирижерско хоровое отделение. Затем служит связистом на Украине. Отслужив, желая осуществить свою детскую мечту, он поступает учиться в Казанский государственный институт культуры, на то же хоровое отделение. Будущий директор театра учится вместе с Зайнап Фархетдиновой и Зуфаром Билаловым, которые сегодня являются признанными мастерами татарской эстрады. На последних курсах, сплотившись в одну группу, они объездили с концертами полреспублики. В это время он знакомится с девушкой-танцовщицей Гульфанией, именно тогда между ними и вспыхивает огонь любви.
Уже в студенческие годы проявились организаторские способности нашего юбиляра. Именно в эти годы укрепились в его характере такие качества, как сдержанность, умение войти в положение другого человека, понимание состояния души своих подчиненных, искренность и великодушие.
В жизни мне встречались только хорошие люди, говорит Роберт Шаймарданов. В связи с этим он остановился на событиях, произошедших в его жизни в первые годы после окончания института. Это как раз был конец 80-х, когда стало возрастать внимание к татарской песне, татарской эстраде, национальным традициям. В то время в молодой семье уже родился первенец, а жене оставалось учиться еще год. Хотя его и хотели назначить директором музыкальной школы в Ново-шешминском районе, ему пришлось отказаться. Заместитель министра культуры РТ Музип Низамиев, войдя в положение молодого специалиста, звонит в научно-методический центр. Тогда в центре работал руководитель фольклорного ансамбля «Сорнай» Ринат Гилязев. На Роберта Шаймарданова возлагают обязанности старшего методиста по оркестрам. Видимо, быстро заметили старательность, ответственность молодого специалиста - через 4 месяца его приглашают на работу в министерство. Два года работает Роберт Шайхельевич инспектором отдела по национальному вопросу и искусству, связи, горя на работе, отдавая ей всю душу. Это годы после получения Татарстаном суверенитета, когда налаживались связи с такими странами, как Турция, Финляндия, Индия. Это годы, когда жизнь в Казани, в прямом смысле, кипела. Здесь он накопил большой опыт. Но в этой жизни есть вещи, дороже, чем высокое кресло. Родители стареют, а из столицы в Муслюмово часто ездить не получается. И тогда глава семьи (тем более в то время была вакантна должность директора Мензелинско-го театра) принимает важное решение - вернуться в родные края!
Великий драматург Карим Тинчурин завещал нам такие слова: «Чтобы не раскаяться, нужно большое мужество». Нет, ни разу не пожалел Роберт Шайхильевич, что сделал такой шаг. (Позже были и те, кто осуждал его за такое решение, говоря: «Имея такие перспективы!») Рашит Хамадеев, возглавлявший тогда администрацию района, встретил его с распростертыми объятиями. После двухчасовой оживленной беседы он предло¬жил ему эту должность. Нужно отметить, что для знаменитого театра, основанного Сабиром Амутбаевым, это были тяжелые времена. Ходили слухи, что его хотят объединить с Челнинским театром и таким образом, по словам работников министерства, «избавиться от одной беды». «Меня трудности никогда не пугали, только в непростой работе можно показать себя, получать удовольствие от сделанного», - говорит сегодня успешный руководитель. На мой вопрос: «В чем особенность вашего театра?», он ответил: «В первую очередь - народность. Это отражается в том, что мы не отступаем от традиций Сабира Амутбаева. В противном случае это было бы сродни тому, что ударить топо¬ром по корням растущего дерева. У нас есть свой путь - красивый, певучий язык, наш театр. Да, сегодня наш театр творит в красивом здании. И артисты не мучаются, как в прежние време¬на, не ездят в конной повозке из деревни в деревню, да и зрите¬лям удобнее и лучше смотреть спектакли в благоустроенном здании. Но сегодня коллективу стало тяжелее организовывать спектакли, выезжать с гастролями далеко за пределы района. Аренда, расходы на бензин, другие траты, наконец, дорожные муки - если все это взвесить (кроме того, и цены на билеты невысокие), можно представить, насколько тяжела жизнь артистов, я преклоняю голову перед ними». Личность, руководящая нашим театром более двух десятков лет, поднявшая Мензелинский государственный татарский драматический театр не только на уровень всей республики, России, но и на мировой уровень, сегодня подводит кое-какие итоги прошлой жизни: «С возрастом все чаще начинаешь задумываться: какую же пользу принес своему народу, обществу, родным, близким, своей родине? Об этом задумываюсь не только я, но и любая личность. Есть мечты, которые, по тем или иным объективным и субъективным причинам, так и остались неосуществленными, но я не отношу себя к числу бесполезных. Если я, обычный татарский паренек, выходец из простой семьи колхозников, внес свой, пусть и небольшой, вклад в татарскую культуру, - считаю себя счастливым. И коллектив хороший. Вот уже более 20 лет работаем рука об руку, во взаимопонимании. Обычно ведь как бывает: или сам плохой, или коллектив - третьего не дано. Должна быть золотая середина, ни в коем случае нельзя думать только о себе, самое лучшее, как говорится, «метод кнута и пряника». А что касается возраста - в душе мне все еще восемнадцать. Оглядываюсь назад и вижу - сделано немало. Мы не топтались на месте (я вообще этого не выношу), наоборот, нами завоевано немало высот, получено много премий, побывали в зарубежных странах, участвовали в больших фестивалях международного уровня. Это ли не показатель роста театра. Не так давно поразили казанских зрителей, показав им спектакль по пьесе турецкого драматурга «Лавина». Критики через средства массовой информации назвали его «событием года». Роберт Шайхельевич был избран и депутатом Совета города, он ответственен за Садаковский округ. Хотя рановато давать оценку его деятельности, но депутат чувствует ответственность перед своими избирателями, интересуется их проблемами, а их в поселке Садак хватает.
В семье он любимый муж, заботливый отец, человек, у которого много увлечений. Год назад, в дни празднования 75-летнего юбилея театра, слушаю по радио «Яңа гасыр» передачу «Тәм һәм ямь» и вдруг слышу знакомый голос. Ученому-садоводу Фарсилю Зиятдинову Роберт Шаймарданов задает вопрос о том, как уберечь виноградные лозы от зимних холодов. И тогда я подумала, что когда-нибудь нужно поинтересоваться у него об этом. Вот и случай подвернулся. Стоило задать вопрос, как у моего собеседника даже взгляд потеплел: «В детстве я пробовал сажать в горшки со цветами семена дыни, винограда, но они, после того как немного подрастут, погибали. Когда я стал жить своим домом, это мое увлечение полностью «поглотило» меня. Пробовал сажать несколько саженцев абрикоса, они вырастают до 4-5 метров, но из-за неподходящих климатических условий их стволы зимой вымерзают. То же самое и с облепихой, грушей. После всех этих неудач я решил попробовать выращивать виноград. На сегодняшний день я выращиваю восемь сортов этой культуры, требующей большого ухода. Просто так послал фото на конкурс, проводимый газетой «Республика Татарстан», и занял в нем 1 место». Садовод-любитель рассказывал и рассказывал... «Настоящий мужчина тот, кто умеет трудиться», - говорят в народе. Действительно, чтобы быть настоящим мужчиной, наверное, нужно жить, с головой окунаясь в работу, с задором, с огоньком, горя на работе, находя вкус в жизни и во всем происходящем, радуясь каждому рассвету. Именно так и живет герой нашей статьи.
 


 

Газета "Мензеля" 23 января 2013 года №5
Альфина ВОРОБЬЕВА

 

--- | 06.06.2013
  • Премьеры
  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • М.Башкиров "Салкын Кын" ("Холодные ножны")трагедия 16+

    Режиссер- постановщик – Сергей Потапов,заслуженный деятель искусств республики Саха, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник- постановщик – Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и республики Калмыкия Режиссер по пластике и хореографии буенча–Нурбек Батуллин, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Переводчик пьесы– Ркаил Зайдулла,заслуженный деятель искусств республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Вынуть меч из ножен легко. Он обещает силу, власть, богатство, превосходство над остальными. В какой-то момент меч может возобладать тобой и сокрушить не только врагов, но и самых близких тебе людей. Найдешь ли ты вовремя ножны, сможешь ли положить меч на покой, Человек?!

  • Н.Гоголь «Ревизор» комедия 12+

    Режиссер- постановщик – Зиннур Сулейманов Художник – Альберт Нестеров, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Композитор – Рашит Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ Режиссер по пластике – Чулпан Аскарова, заслуженный артист РБ Художник по свету – Ильшат Саяхов В уездном городе переполох:едет ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием!Хлестакова,молодого глуповатого человека,случайно принимают за ревизора и всячески стараются угодить ему.За время пребывания в городе лжеревизор успел наделать много дел.Чем же закончится эта история? «Ревизор» — самая гениальная пьеса Гоголя. Часто её интерпретируют как сатиру на российскую жизнь, и наверное это так. «Ревизор» эта история бесовского пустого шутовства, лживой болтовни, затопляющей падший мир. И только приход настоящего ревизора прекратит её: немая сцена, благое молчание, тишина истины.

  • Друзья

 

 

 


 

 

 

  • Опрос