Новости

Сергей Потапов: “Война план покажет»

Сам режиссер попросил озаглавить наше интервью именно так. Оказывается, с недавних пор это стало его любимой фразой.

Заслуженный деятель искусства Якутии, обладатель театральной премии “Золотая маска”, известный режиссер театра и кино Сергей Потапов - во многих отношениях режиссер уникальный. За всю свою карьеру он снял около десяти художественных фильмов, поставил десятки театральных постановок. Как известный режиссер попал в Мензелинский театр, какой у него стиль работы, почему нельзя забывать родной язык, об этом и о многом другом читайте в нашем интервью.

-Сергей Станиславович, рады видеть Вас на нашей мензелинской земле. Расскажите, с чем Вы приехали к нам, чем порадуете зрителя?

-У нас были переговоры с дирекцией театра, я им предложил пьесу Джавида Гусейна “Иблис” (“Дьявол”) и они согласились. Хотя я в душе допускал мысль, что не согласятся, потому что это такая тема... как бы сказать провокационная. Директор театра оказался очень креативным человеком, настоящим, театральным, и мы нашли общий язык.

-Как подбирались актеры? По какому принципу?

-Я быстро ставлю спектакли, поэтому я вижу, кто должен что играть, какой артист, какая у него психофизика. Я их подбираю для себя и сразу примечаю, кто мне нужен на ту или иную роль и отталкиваясь от этого работаю. Я считаю, что 80 процентов успеха спектакля зависит от точного попадания в роль артиста своим внутренним миром, психофизикой, своей пластикой, голосовыми данными... В целом, я доволен кастингом, все артисты на своих местах.

- Какие темы сейчас считаете самыми важными, актуальными? Если вы сегодня взялись за “Иблис”, означает ли это, что это актуально?

-Сейчас время такое, не очень спокойное, войны идут. В этом плане пьеса актуальна, соприкасается с этим, хотя она была написана в 20-х годах прошлого столетия. А человеческие чувства из века в век не меняются - любовь, ненависть, предательство – все это присутствует в пьесе.

-Какую идею несет спектакль, что должен уловить зритель для себя?

-На самом деле этим спектаклем мы не хотим восхвалять дьявола. Зло есть зло. Я думаю, что свет, добро все равно должны победить зло. Это древний закон. Здесь мы хотим говорить о человеческих слабостях, искушении человека. У человека всегда есть возможность остановиться и отторгнуть, «вынуть» иблиса из себя и повернуться к свету. По этому поводу, конечно, могут быть разные мнения, суждения.

-Почему Вы любите смотреть спектакли из зрительного зала? Это принципиально?

-Как режиссеру, да, мне нравится ощущать эмоции, энергетику зрителя, чувствовать как зритель живет в спектакле. В какой-то момент я становлюсь обычным зрителем, и это мне дает что-то, я совсем по-другому смотрю на свою работу. Когда репетируешь один в зале – это одно, а когда смотришь вместе со зрителем, совсем другое. Иногда я делаю коррекцию, учитывая, почему где-то упал зрительский интерес, они хотели реагировать, засмеяться, но почему-то воздержались, чего-то не хватило. В таких случаях я что-то меняю.

-Хотя Вы в своих интервью говорите, что к своим работам относитесь как к детям, нет такого нелюбимого ребенка. Но все же, можно назвать самое дорогое, может, самое первое?

-Действительно, первая работа она навсегда остается в твоем сердце. Моя первая работа – спектакль под названием “Предчувствие”. Я его ставил много лет назад в театре юного зрителя в Якутске. Интересно бывает, когда по прошествии многих лет ты снова смотришь свою работу.

-Мудрость ваших предков: пришел, увидел и использовал то, что есть. Скажите, удалось ли Вам увидеть и использовать то, что есть в Мензелинском театре?

-Я не люблю таких людей, которые приходят и начинают разрушать то, что есть и потом на всем разрушенном пытаются что-то построить. Может быть, в этом и кроется драма нашего государства. Мы все время рушим, а потом начинаем что-то строить на пепелище. Я был в Европе, они очень уважительно относятся к своей истории и на этом они строят свою культуру. А у нас не так. Поэтому я прихожу в театр и смотрю уровень, возможности театра и от этого отталкиваюсь. Где-то я, конечно, могу приподнять планку. Бывает так, что есть какие-то скрытые возможности театра, а человек, который приходит со стороны, видит это. Бывает, что ты видишь актера, которому не давали главных ролей, ты ему даешь ее и он «выстреливает». Но это не значит, что ты его сделал таким, он был, просто его не замечали. То же самое с пространством, со светом. Я сливаюсь с пространством, становлюсь этим пространством и там, внутри начинаю рождать спектакль, отталкиваясь от того, что есть, это стиль моей работы. В Древней Греции ставили же театры, Колизеи. Они специально находили такие места, где низменности, впадины. То же самое, в средние века, были площадные театры. Они находили тупик на улице и там играли свои спектакли. В этом и есть какая-то мудрость предков «не ломая, не разрушая». Пристально посмотри, что вокруг тебя, повнимательнее, что здесь происходит и ты увидишь будущее.

-Вы сняли немалое количество фильмов. Расскажите о них.

-Мой фильмы некоммерческие, авторские. Я иногда собираю своих друзей, находим небольшую сумму денег и начинаем снимать кино. Последний фильм я посвятил своему народу. У нас есть праздник встречи солнца - Ысыах называется. Мы как наши древние предки, до сих пор встречаем солнце. Праздник длится два дня и я за два дня снял кино. И оно “выстрелило”, на Международных кинофестивалях его показывают. Таким образом, народы мира узнают про мой народ. Наш язык звучит с больших экранов международных фестивалей...

-Скажите, пожалуйста, если не секрет, каким калачом Вас заманили в Мензелинский театр? Ведь вы такой востребованный режиссер…

-В Казани я был два раза. Первый раз приезжал со спектаклем “Тит” по Шекспиру, который показывали в театре имени Тинчурина. В этом году был фестиваль “Навруз”, там и познакомились с Робертом Шайхильевичем. Хотя до этого у нас состоялся виртуальный разговор с художником театра Валерием Яшкуловым. (Я у них был в Калмыкии, мы с ним знакомы давно). Он и рассказал мне, что есть довольно-таки известный театр в Татарстане и они хотят работать со мной. Мне, конечно, стало интересно. Тем более с татарским театром никогда не работал, это меня зацепило. И то, что директор согласился с моим материалом, это тоже сыграло немаловажную роль. Он - человек, болеющий за свой театр, администратор, хозяйственник и у него есть видение на то, что происходит в современном театральном мире. И мы там, в Казани, рукопожатием закрепили наш договор и вот я здесь. И вот уже 13 октября премьера, надеюсь, что все будет хорошо...

-Вы постоянно в пути. Как давно Вы были дома?

-Где-то с середины лета я уехал и до сих пор гуляю (Смеется). Дети взрослые, жена самодостаточная, сильная женщина, поэтому я оставляю дом в надежных руках.

-Какие качества не приемлете в людях?

-Лицемерие, предательство. Люблю открытых, честных, сильных людей, щедрых...

-Верите ли Вы в Бога?

-У нас есть Бог Танры, мы до сих пор верим в своего древнего Бога. Хотя у нас была русификация, нас крестили, но мы все-таки не стали православными, наша языческая вера очень сильна.

-Хочется узнать о Ваших планах на будущее...

-До 2019 года у меня все расписано, чуть ли не по дням. Главное, чтоб здоровье было. Даже какой-то страх появился, что я могу кого-либо подвести, если заболею.

-С точки зрения человека со стороны, какой он наш театр, город?

-Честно говоря, я первый раз в таком маленьком городе, но я чувствую какую-то силу, энергию в вашем городе. Земля здесь намоленная, древняя и это ощущается. Есть доброжелательность людей, тюркским народам это присуще. За эти дни и коллектив театра мне стал близок. Я надеюсь, что у нас будет хороший спектакль и это «выстрелит». Это моя первая работа с татарскими артистами, в татарском театре и это для меня важнее размера города.

-Вы родились 22 июня…

-На самом деле мои предки тысячелетиями 22 июня встречали солнце. Я - сын Бога солнца.

-Под каким девизом живет и творит знаменитый режиссер?

-Вокруг много людей, много мнений. То, что тебе нравится – бери, а что не нравится – не замечай. Иди вперед!

ссылка на видео http://www.menzela.ru/component/k2/item/21682.html

Альфина ВОРОБЬЕВА из сайта www.menzela.ru | 09.10.2017
  • Премьеры
  • М.Башкиров "Салкын Кын" ("Холодные ножны")трагедия 16+

    Режиссер- постановщик – Сергей Потапов,заслуженный деятель искусств республики Саха, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник- постановщик – Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и республики Калмыкия Режиссер по пластике и хореографии буенча–Нурбек Батуллин, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Переводчик пьесы– Ркаил Зайдулла,заслуженный деятель искусств республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Вынуть меч из ножен легко. Он обещает силу, власть, богатство, превосходство над остальными. В какой-то момент меч может возобладать тобой и сокрушить не только врагов, но и самых близких тебе людей. Найдешь ли ты вовремя ножны, сможешь ли положить меч на покой, Человек?!

  • Н.Гоголь «Ревизор» комедия 12+

    Режиссер- постановщик – Зиннур Сулейманов Художник – Альберт Нестеров, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Композитор – Рашит Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ Режиссер по пластике – Чулпан Аскарова, заслуженный артист РБ Художник по свету – Ильшат Саяхов В уездном городе переполох:едет ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием!Хлестакова,молодого глуповатого человека,случайно принимают за ревизора и всячески стараются угодить ему.За время пребывания в городе лжеревизор успел наделать много дел.Чем же закончится эта история? «Ревизор» — самая гениальная пьеса Гоголя. Часто её интерпретируют как сатиру на российскую жизнь, и наверное это так. «Ревизор» эта история бесовского пустого шутовства, лживой болтовни, затопляющей падший мир. И только приход настоящего ревизора прекратит её: немая сцена, благое молчание, тишина истины.

  • К.Тинчурин “Сүнгән йолдызлар” (“Угасшие звезды”) музыкальная драма 12+

    Режиссер - Баатр Колаев, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия художник - Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Калмыкия композитор – Олег Чебодаев, заслуженный деятель искусств Республики Хакасия балетмейстер – Нурбек Батуллин, обладатель национальной театральной премии «Золотая маска» 1914 год. События происходят в татарской деревне. Сарвар и Исмагил – молодые люди, которые любят друг-друга. Исмагил служит у Надир махдума – горбуна-сына муллы, который тоже любит Сарвар. Надир махдум – образованный,добрый человек, но природа наградила его уродливой внешностью.Сарвар отказывает свахе от Надира махдума. Парней деревни и Исмагила хотят забрать на войну. Сарвар покупает самодельное лекарство и капает в ухо Исмагилу, чтобы он стал инвалидом и чтобы его не забирали на службу. Исмагил погибает от этого лекарства, Сарвар лишается рассудка, позже умирает. В конце Надир махдум также умирает от горя. Режиссер делал акцент на Первую мировую войну – потому что война искалечила судьбы людей. Поэтому на заднем плане хотелось бы видеть силуэт могучего черного орла, как символа войны.

  • Друзья

 

 

 


 

 

 

  • Опрос