Новости

Гастроли длиною в жизнь

80-летие Мензелинского государственного татарского драматического театра им. Сабира Амутбаева отмечал весь театральный мир республики. Юбиляр, принимая поздравления и подарки, в свою очередь представил гостям премьеру музыкального спектакля «Каракуз».

Когда-то давно один из основоположников профессиональной татарской музыки Салих Сайдашев, восхищенный постановкой мензелинцев «На берегах Волги» Г. Насрыя, сказал: «Даже Академический театр музыкальные спектакли не может так играть». Театр всегда был поющим. И сегодня в его репертуаре более четверти постановок музыкальные. Музыку к спектаклям здесь записывают – с помощью хорошей аппаратуры и хорошего звукорежиссера. Но оркестровая яма, в которой директор театра Роберт Шайхильевич Шаймарданов мечтает когда-нибудь увидеть оркестр, есть. Только тот ритм, в котором театр живет, вряд ли позволит осуществиться его мечте скоро.

Мензелинский театр – особое явление. Он был основан в 1936-м как колхозно-совхозный. За три года благодаря стараниям Сабира Амутбаева, первого режиссера и директора, вошел в число самых сильных сельских коллективов Татарии. В 1957 году, после удачных гастролей в Москве, его статус был повышен – театр стал называться Государственным татарским драматическим. Но главная суть его от этого не изменилась: он был и остается гастрольным. С той лишь разницей, что раньше его актеры выезжали со спектаклями к труженикам колхозов и совхозов восточной Татарии, а сейчас коллектив театра двумя бригадами гастролирует круглый год, показывая и сельчанам, и горожанам ежегодно по 300 спектаклей как в родном регионе, так и в соседних. Самый востребованный репертуар и раньше, и сейчас – простые жизненные истории. Но театр хочет расти вместе со зрителем, и в первую очередь на русской классике: в позапрошлом сезоне поставили Достоевского, сейчас взялись за «Грозу» Островского. В палитре театра появилась и новая краска – кукольные спектакли. Один из них, «Коза и баран», стал обладателем премии «Триумф», которую в республике по значимости сравнивают с «Оскаром». Останавливаться на достигнутом единственный в республике драматический театр с кукольной труппой не думает.

Не обходит мензелинцев стороной и фестивальное движение, вовлекая в свою орбиту. Не так давно они участвовал в международном фестивале «Театр. Чехов. Ялта», где получили диплом лауреата. А до того побывали на театральном форуме «Мары» в Туркменистане, встречались с коллегами по цеху на фестивальных площадках Турции, Москвы, Челябинска, Казани…

Но красивое, не так давно отремонтированное здание театра не пустует в отсутствие хозяина. На время гастролей его сцену отдают театрам – гостям из Бугульмы, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, Санкт- Петербурга, – «чтобы публика не скучала». Не пустует и созданный здесь в 1996 году музей, в котором пишется летопись одного из самых своеобразных театров Татарстана. Восьмидесятая страница перевернута – что впереди?

Людмила Громова, Ольга Васильева газета «Играем с начала» №5 май 2017г. | 06.06.2017
  • Премьеры
  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • М.Башкиров "Салкын Кын" ("Холодные ножны")трагедия 16+

    Режиссер- постановщик – Сергей Потапов,заслуженный деятель искусств республики Саха, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник- постановщик – Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и республики Калмыкия Режиссер по пластике и хореографии буенча–Нурбек Батуллин, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Переводчик пьесы– Ркаил Зайдулла,заслуженный деятель искусств республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Вынуть меч из ножен легко. Он обещает силу, власть, богатство, превосходство над остальными. В какой-то момент меч может возобладать тобой и сокрушить не только врагов, но и самых близких тебе людей. Найдешь ли ты вовремя ножны, сможешь ли положить меч на покой, Человек?!

  • Н.Гоголь «Ревизор» комедия 12+

    Режиссер- постановщик – Зиннур Сулейманов Художник – Альберт Нестеров, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Композитор – Рашит Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ Режиссер по пластике – Чулпан Аскарова, заслуженный артист РБ Художник по свету – Ильшат Саяхов В уездном городе переполох:едет ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием!Хлестакова,молодого глуповатого человека,случайно принимают за ревизора и всячески стараются угодить ему.За время пребывания в городе лжеревизор успел наделать много дел.Чем же закончится эта история? «Ревизор» — самая гениальная пьеса Гоголя. Часто её интерпретируют как сатиру на российскую жизнь, и наверное это так. «Ревизор» эта история бесовского пустого шутовства, лживой болтовни, затопляющей падший мир. И только приход настоящего ревизора прекратит её: немая сцена, благое молчание, тишина истины.

  • Друзья

 

 

 


 

 

 

  • Опрос