Новости

Достоевский на сцене Мензелинского театра

   Мистическая драма в двух действиях, развернутая Достоевским в картину провинциальных нравов, в классической постановке Рената Аюпова – это своеобразный бенефис Хафиза Хамматуллина в роли старого князя и Гульшахиды Салаховой, играющей Москалеву.

Вместе этот замечательный дуэт дарит более двух часов неподражаемого комического представления. Хорошо знакомый мензелинскому зрителю режиссер Ренат Аюпов элегантно и трогательно переносит нас в провинциальный городок середины девятнадцатого века, где Марья Александровна Москалева пытается выдать свою дочку за старого князя. На пути к “счастливому” браку ее ничто не останавливает, ни влюбленный в Зину (Динара Акматова) племянник князя (Ильяс Закиров). Для нее все преграды преодолимы, кроме честности и порядочности дочери.

Эта странная история сватовства с непредсказуемым финалом вот уже на протяжении полутора столетий магически влечёт к себе театр и всецело захватывает внимание зрителя. Зрителю предлагается поразмыслить, смеётся ли автор над своими героями или иронизирует, сочувствует им или порицает их нравы.

Еще до появления князя К. в Мордасове местные влиятельные дамы опутывают старика невероятным клубком сплетен: то восторженно вспоминают его былую прыть и жаждут вновь заполучить его в гости, то цинично издеваются над его старческими чудачествами. Возможно, нелепость князя очевидна, но это ведь истинный герой Достоевского, и со дна его души то и дело всплывают простодушие и наивность, так что стремление вернуть безнадежно ушедшую молодость кажется карикатурным только очень злым людям. Да и Марья Александровна Москалёва вызывает неоднозначные эмоции.

Что касается Зиночки - молодого, живого существа, то и она, пожалуй, не рвется на свободу. В кого здесь можно влюбиться? Только в странноватого сына дьячка, учителя брата, придумав его и свои отношения с ним. Мордасовский быт затягивает, как болото. И болото это вряд ли кто осушит.

Во многих мифических сказках ворон – символ черноты, играет роль проклятого человека. Вороны в этом спектакле – олицетворение душ человеческих.

Костюмы отличные, декорации порадовали. Сколько труда вложено на создание кареты, лошади! Настоящие произведения искусства созданы «золотыми» руками Расуля Авзалова и Фердинаса Бадриева.

С гримом тоже все более, чем. У князя усы и бакенбарды очень натурально выглядели, если бы я не знала, как он выглядит без грима, то могла бы подумать, что это точно настоящее. В общем, органично все смотрелось. Князь, конечно, описан разваливающимся и древнейшим стариком, а Хафизу Хамматуллину до этого совершенно далеко, и, несмотря на это, роль была прожита очень точно. Голос, манеры и герой в целом, в общем, он большой молодец. Кажется, что Достоевский именно такими и хотел видеть Марью Александровну и Князя, точно бы оценил.

Сразу видно, что местный зритель воспитан своим хорошим театром. Это очень чувствуется. Все было понятно, принято и уловлено. Наверное, дело в том, какую задачу ставит перед собой режиссер. Спектакль плавный, сценография выполнена в слегка приглушенных тонах и навевает на зрителя с первых же минут ощущение покоя и безмятежности.

Комический случай из жизни жителей провинциального городка Мордасова приведет к драматической развязке и напомнит зрителям о том, что жизнь – это невозвратный миг бытия, что счастье стремительно и коротко. Зрители спектакль по произведении русского писателя поняли и приняли. Несколько раз вызывали артистов на бис бурными аплодисментами.

Возможно, нравы этого города неистребимы и кочуют по матушке России до сих пор, изменяясь лишь внешне? Ведь история-то про то, как заботливая мать пыталась выгодно выдать замуж свою дочь за старого князя, и жених был рад, но закончилось всё это как-то неожиданно.

Вот такая предстаёт перед зрителем бурная история, где всё перемешано: вопросы и ответы, сновидения и реальность, грусть и радость, смех и слёзы. Совсем как в жизни…

Альфина Воробьева

--- | 27.11.2015
  • Премьеры
  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • М.Башкиров "Салкын Кын" ("Холодные ножны")трагедия 16+

    Режиссер- постановщик – Сергей Потапов,заслуженный деятель искусств республики Саха, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник- постановщик – Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и республики Калмыкия Режиссер по пластике и хореографии буенча–Нурбек Батуллин, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Переводчик пьесы– Ркаил Зайдулла,заслуженный деятель искусств республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Вынуть меч из ножен легко. Он обещает силу, власть, богатство, превосходство над остальными. В какой-то момент меч может возобладать тобой и сокрушить не только врагов, но и самых близких тебе людей. Найдешь ли ты вовремя ножны, сможешь ли положить меч на покой, Человек?!

  • Н.Гоголь «Ревизор» комедия 12+

    Режиссер- постановщик – Зиннур Сулейманов Художник – Альберт Нестеров, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Композитор – Рашит Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ Режиссер по пластике – Чулпан Аскарова, заслуженный артист РБ Художник по свету – Ильшат Саяхов В уездном городе переполох:едет ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием!Хлестакова,молодого глуповатого человека,случайно принимают за ревизора и всячески стараются угодить ему.За время пребывания в городе лжеревизор успел наделать много дел.Чем же закончится эта история? «Ревизор» — самая гениальная пьеса Гоголя. Часто её интерпретируют как сатиру на российскую жизнь, и наверное это так. «Ревизор» эта история бесовского пустого шутовства, лживой болтовни, затопляющей падший мир. И только приход настоящего ревизора прекратит её: немая сцена, благое молчание, тишина истины.

  • Друзья

 

 

 


 

 

 

  • Опрос