Новости

Достоевский на сцене Мензелинского театра

   Мистическая драма в двух действиях, развернутая Достоевским в картину провинциальных нравов, в классической постановке Рената Аюпова – это своеобразный бенефис Хафиза Хамматуллина в роли старого князя и Гульшахиды Салаховой, играющей Москалеву.

Вместе этот замечательный дуэт дарит более двух часов неподражаемого комического представления. Хорошо знакомый мензелинскому зрителю режиссер Ренат Аюпов элегантно и трогательно переносит нас в провинциальный городок середины девятнадцатого века, где Марья Александровна Москалева пытается выдать свою дочку за старого князя. На пути к “счастливому” браку ее ничто не останавливает, ни влюбленный в Зину (Динара Акматова) племянник князя (Ильяс Закиров). Для нее все преграды преодолимы, кроме честности и порядочности дочери.

Эта странная история сватовства с непредсказуемым финалом вот уже на протяжении полутора столетий магически влечёт к себе театр и всецело захватывает внимание зрителя. Зрителю предлагается поразмыслить, смеётся ли автор над своими героями или иронизирует, сочувствует им или порицает их нравы.

Еще до появления князя К. в Мордасове местные влиятельные дамы опутывают старика невероятным клубком сплетен: то восторженно вспоминают его былую прыть и жаждут вновь заполучить его в гости, то цинично издеваются над его старческими чудачествами. Возможно, нелепость князя очевидна, но это ведь истинный герой Достоевского, и со дна его души то и дело всплывают простодушие и наивность, так что стремление вернуть безнадежно ушедшую молодость кажется карикатурным только очень злым людям. Да и Марья Александровна Москалёва вызывает неоднозначные эмоции.

Что касается Зиночки - молодого, живого существа, то и она, пожалуй, не рвется на свободу. В кого здесь можно влюбиться? Только в странноватого сына дьячка, учителя брата, придумав его и свои отношения с ним. Мордасовский быт затягивает, как болото. И болото это вряд ли кто осушит.

Во многих мифических сказках ворон – символ черноты, играет роль проклятого человека. Вороны в этом спектакле – олицетворение душ человеческих.

Костюмы отличные, декорации порадовали. Сколько труда вложено на создание кареты, лошади! Настоящие произведения искусства созданы «золотыми» руками Расуля Авзалова и Фердинаса Бадриева.

С гримом тоже все более, чем. У князя усы и бакенбарды очень натурально выглядели, если бы я не знала, как он выглядит без грима, то могла бы подумать, что это точно настоящее. В общем, органично все смотрелось. Князь, конечно, описан разваливающимся и древнейшим стариком, а Хафизу Хамматуллину до этого совершенно далеко, и, несмотря на это, роль была прожита очень точно. Голос, манеры и герой в целом, в общем, он большой молодец. Кажется, что Достоевский именно такими и хотел видеть Марью Александровну и Князя, точно бы оценил.

Сразу видно, что местный зритель воспитан своим хорошим театром. Это очень чувствуется. Все было понятно, принято и уловлено. Наверное, дело в том, какую задачу ставит перед собой режиссер. Спектакль плавный, сценография выполнена в слегка приглушенных тонах и навевает на зрителя с первых же минут ощущение покоя и безмятежности.

Комический случай из жизни жителей провинциального городка Мордасова приведет к драматической развязке и напомнит зрителям о том, что жизнь – это невозвратный миг бытия, что счастье стремительно и коротко. Зрители спектакль по произведении русского писателя поняли и приняли. Несколько раз вызывали артистов на бис бурными аплодисментами.

Возможно, нравы этого города неистребимы и кочуют по матушке России до сих пор, изменяясь лишь внешне? Ведь история-то про то, как заботливая мать пыталась выгодно выдать замуж свою дочь за старого князя, и жених был рад, но закончилось всё это как-то неожиданно.

Вот такая предстаёт перед зрителем бурная история, где всё перемешано: вопросы и ответы, сновидения и реальность, грусть и радость, смех и слёзы. Совсем как в жизни…

Альфина Воробьева

--- | 27.11.2015
  • Премьеры
  • М.Шамхалов "Кайнана" ("Свекровь") музыкальная комедия 12+

    Режиссер-Дамир Самерханов,лауреат премии имени Д. Сиразиева Художник-Ленар Гильмутдинов, Заслуженный деятель искусств РТ Композитор-Азат Хусаинов, Заслуженный деятель искусств РТ Хореограф-Ильдус Биктагиров, заслуженный работник культуры РТ Автор песен-Фарит Миргалимов Очень часто мы забываем простую истину: что имеем не храним, а потерявши плачем. Во все времена в семьях происходили «притирки» к друг другу, женщин всем сердцем любящих одного и того же мужчину. В спектакле по одну сторону конфликта стоит мама Жэннэт - подарившая жизнь своему сыну Аязу, а на другой молодая невестка Сагида. Жэннэт, с первых же дней не приняла свою невестку. Поэтому ищет любой повод для придирки, что бы раздуть невероятный скандал и унизить невестку. Отчаявшись, Сагида уходит из дома мужа. Но к счастью друзья, Ильдар и Зарифа смогли перехитрить Жэннэт и спасти семью, вернуть в дом Жэннэт смех и радость.

  • М.Карим "Кыз урлау" ("Похищение девушки") музыкальная комедия 12+

    Режиссер – Байрас Ибрагимов, заслуженный деятель искусств РБ и РТ, лауреат премии имени Д.Сиразиева Художник – Рустам Баймухаметов Художник по костюмам – Алия Байрамгулова Композитор – Ильшат Яхин, заслуженный деятель искусств РБ Хореограф – Чулпан Аскарова, заслуженная артистка РБ Как прекрасны молодые годы! Особенно, если их ещё более « приукрасить», как это любит делать дядюшка Ажмагул! А сегодня в деревне Сабантуй! Вдохновленный «подвигами» Ажмагула, отчаянный парень Кутлуахмет вместе с компанией смельчаков решает украсть давно приглянувшуюся девушку. Но вместо невесты перед ним предстает… ох, такого поворота он совсем не ожидал.

  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • Друзья
  • Опрос