Новости

ПРЕССА О НАС. Амутбаевцы выступили на фестивале «CHELоВЕК ТЕАТРА»

   Амутбаевцы заявили о себе ещё весной прошлого года, когда впервые узнали о готовящемся мероприятии, отправили туда свой материал. О масштабе мероприятия, которое проходит в России лишь во второй раз, можно судить по составу экспертного совета, в который вошли Нина Мазур – член Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО), театральные критики, аналитики Германии, Литвы, Беларуси, эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска». (В Челябинск были приглашены всего два коллектива, второй выступает на русском языке). Критики высоко оценили произведение, критик, посмотревший до того четыре театральные постановки, признал вариант, поставленный нашим театром, лучшим.
   Участники фестиваля смотрели спектакли друг друга, для артистов проводились мастер-классы, таким образом, перенимался опыт, получали новое дыхание. Коллектив вернулся с фестиваля с дипломом.
   На сегодняшний день в художественных и научно-популярных фильмах всесторонне раскрывается тема Великой Отечественной войны, в преддверии 70-й годовщины Великой Победы Мензелинский театр обращается к произведению, посвящённому этому большому событию.
Главный режиссёр Дамир Самерханов поставил на сцене спектакль по произведению Ралифа Кинжебаева «Тилмереп дога көткәннәр», недавно состоялась его премьера. Что же это за спектакль, как зритель воспринял его? Автор произведения – редактор издаваемого в Уфе на башкирском языке сатирического журнала «Һәнәк» Ралиф Кинжебаев и сам приехал на премьеру. Произведение это значительно отличается от других пьес, команда, участвующая в постановке пьесы, вся состоит из молодёжи, артисты – молодой состав труппы. А значит, они, играя вместе с артистами старшего поколения, будут получать определённый опыт, во-вторых, они прикоснутся к истории, прочувствуют трагедию того периода, вложат весь жар молодых сердец в раскрытие морально-нравственных качеств людей, подаривших нам мирную жизнь. В то же самое время они со сцены обращаются к таким же, как и сами, молодым. В том и заключается смысл произведения с точки зрения искусства. Это произведение можно назвать сном. Солдат получает контузию, теряет сознание и ему является ангел смерти Азраил (Ахнаф Исрафилов), в течение полутора часов, пока продолжается спектакль, мы являемся свидетелями разговора героя и ангела смерти.
Ильяса, вернувшегося с войны без ноги, никто не ждёт. Даже мать (Гульшагида Салахова), получив полгода назад похоронку на него, смирилась с мыслью о смерти сына. Девушка Нурия (Ильсина Миннемуллина), которая пообещала дождаться его, увидев громко закричала: “Зачем вернулся?” и поскорее ушла от него. Его не принимают. На первый взгляд понятным становится и недоумение Мингула и Халиды (Разиля и Рустам Муллины), которые пришли к содату с гостинцами – караваем хлеба и тремя яйцами, они хотят заставить его позабыть Нурию. Кто будет платить налоги, где возьмём деньги на заем? Они не хотят отдавать дочь замуж за инвалида, планируют выдать её замуж за бессовестного председателя колхоза Махмута (Хафиз Хамматуллин), который и на войне-то не был, и, таким образом, вырвать из лап голода своих пятерых детей. Солдат, перенесший все невзгоды войны, все муки, сдаваться не желает. На протяжении всего спектакля ему много раз является Азраил, заговаривает с ним, но он ему отвечает : “Нет, я хочу жить!”
Развязка пьесы на сцене нова и перекликается с сегодняшней действительностью. Очень сложной задачей является для артиста сыграть на большом пространстве, состоящем из многочисленных сюжетов и героев, эпизодическую роль. Трудная задача возложена на Талгата (Рифат Хафизов), сельских девушек (Гузель Хамматуллину, Зилию Хусаинову), Агляма (Руслан Ахметзянов). При минимальном тексте, не участвуя в основных явлениях, нужно понятно и доступно для зрителя, причём так, как требуют партнёры, передать воплощаемую на сцене тему и идею. Нужно в полном смысле этого слова быть в движении, и в то же самое время не перетягивать “одеяло” на себя. Поэтому особенно запоминающимся стал в спектакле образ глухого и немого Агляма (Руслан Ахметзянов). При минимуме слов роль получилась открытой, талантливой, индивидуальной. Благодаря своей внимательности, богатой актёрской фантазии, исполнитель сумел обогатить персонаж новыми деталями. Не произнеся на сцене ни единого слова, он радуется, переживает, словом, воплощает персонаж, который готов душу отдать за других. Зрителю понятны его взгляд, жесты рук, через них он “входит” в гущу происходящих событий. Сцена предательства Аглямом своих друзей, является для этого образа главной. Выясняется, что он может говорить, слово “да” произносится им после паузы и настолько трагически, что звучит как мольба, поневоле жалеешь Агляма.
   Ильяса и Талгата заключают в тюрьму, как врагов народа. Вышедшего на свободу Ильяса никто не ждёт. Хадия (Чулпан Бадретдинова) спилась и умерла. Нет уважительного отношения, почтения к Ильясу со стороны молодых, наоборот, ему приходится слышать такие слова : “Ваша победа не нужна”. Теперь парню не хочется жить, он просит Азраила забрать его душу...
К сожалению, XXI век стирает грань между добром и злом, ставятся под сомнение значимость и величие победы нашего народа над фашизмом. Причём, зная, какие потери понесла почти каждая семья в той кровопролитной войне, её пытаются стереть из нашей памяти. «Такими, как вы, хоть пруд пруди, вы везде вне очереди, и на получение жилья, и в больнице, всё вам бесплатно. Да когда же вы вымрете?!» – говорит милиционер. Солдат-ветеран в недоумении от его слов: «Где ты такой жестокости набрался?!». «Если бы победили немцы, как бы мы жили?» – и такая фраза срывается с уст милиционера…
   Какого же труда, каких неимоверных усилий потребовалось при создании трагического образа контуженного на войне, потерявшего ногу Ильяса (Ленар Миннимуллин)! Кто побывал в таком образе! Звучащий в финале горестный крик: «О боже, помилуй меня, помилуй тех, кто лежит в земле без поминовения и ждёт молитвы!» – звучит как крик души, пробирает сознание.
Это первая постановка спектакля, по словам режиссёра, возможно, её финал изменится. Но спектакль получился живой, в нём, как говорится, слышен нерв. Это не музейный экспонат, как некоторые спектакли, поставленные «на тему дня». При этих словах Дамир Самерханов критически отозвался о тех, кто часто обращается к произведению «А зори здесь тихие…». В спектакле умело, мастерски использованы звуки, звукорежиссура на высоком уровне, тревожная музыка, они вкупе помогают доводить до зрителя актёрскую игру, замысел режиссёра, играют важную роль в создании общей атмосферы. Артисты сумели тонко, достоверно, достойно передать переживания, характеры людей.
   Что касается оформления спектакля, и здесь внесено новшество, амутбаевцы использовали технологию, не применявшуюся до того ни в одном театре Татарстана – на заднем плане на ткани «габардин» при помощи света меняют пространство, скажем, там появляется рассвет, военные картины. Такое творческое решение можно рассматривать и как обновление материально-технической базы театра.

Газета "Мензеля" Альфина Воробьёва

 

--- | 02.04.2014
  • Премьеры
  • Э.Т.А.Гофман "Щелкунчик" сказка для детей 6+

    Режиссёр – Евгения Богинская Хореограф – Нурбек Батулла, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник – Ильшат Вильданов Мы расскажем вам историю про доблесть и отвагу, про детей, которые не боятся темноты и мышей. Главная героиня, Марьям, попадает в воображаемый мир сказки, которую ей рассказывает её чудаковатый крёстный Дросселмеер. «Ты одна можешь спасти Щелкунчика – будь стойкой и преданной». Волшебный мир сказки Гофмана представлен в спектакле в двух сюжетных линиях. Основной сюжетной линией является история Марьям и Щелкунчика. Побочной – история заколдованной Принцессы Пирлипат. Для спектакля был написан оригинальный сценарий, состоящий из пластических сцен и коротких диалогов. Режиссёр в соавторстве с балетмейстером, художником и актерами создали две параллельные вселенные, которые сливаются в воображении главной героини в один волшебный мир. Ткань спектакля соткана из тишины, пения, стука, движений, бега, дыхания, страхов и отваги.

  • М.Башкиров "Салкын Кын" ("Холодные ножны")трагедия 16+

    Режиссер- постановщик – Сергей Потапов,заслуженный деятель искусств республики Саха, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Художник- постановщик – Валерий Яшкулов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и республики Калмыкия Режиссер по пластике и хореографии буенча–Нурбек Батуллин, лауреат национальной театральной премии “Золотая маска” Российской Федерации Переводчик пьесы– Ркаил Зайдулла,заслуженный деятель искусств республики Татарстан, лауреат Государственной премии имени Г.Тукая Вынуть меч из ножен легко. Он обещает силу, власть, богатство, превосходство над остальными. В какой-то момент меч может возобладать тобой и сокрушить не только врагов, но и самых близких тебе людей. Найдешь ли ты вовремя ножны, сможешь ли положить меч на покой, Человек?!

  • Н.Гоголь «Ревизор» комедия 12+

    Режиссер- постановщик – Зиннур Сулейманов Художник – Альберт Нестеров, заслуженный деятель искусств РБ, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Композитор – Рашит Сагитов, заслуженный деятель искусств РБ Режиссер по пластике – Чулпан Аскарова, заслуженный артист РБ Художник по свету – Ильшат Саяхов В уездном городе переполох:едет ревизор из Петербурга, инкогнито. И ещё с секретным предписанием!Хлестакова,молодого глуповатого человека,случайно принимают за ревизора и всячески стараются угодить ему.За время пребывания в городе лжеревизор успел наделать много дел.Чем же закончится эта история? «Ревизор» — самая гениальная пьеса Гоголя. Часто её интерпретируют как сатиру на российскую жизнь, и наверное это так. «Ревизор» эта история бесовского пустого шутовства, лживой болтовни, затопляющей падший мир. И только приход настоящего ревизора прекратит её: немая сцена, благое молчание, тишина истины.

  • Друзья

 

 

 


 

 

 

  • Опрос